Обзор IT-новостей: самое интересное за декабрь 2022
Войти

Обзор IT-новостей: самое интересное за декабрь 2022

  1. Аудитория соцсети YAPPY достигла 8 млн. человек
  2. Эксперты подсчитали активность аудитории в соцсетях по различным отраслям
  3. Пользователи соцсетей стали больше времени проводить во ВКонтакте
  4. Эксперты рассказали, как изменились инвестиции бизнеса в продвижение с помощью VK
  5. Исследователи рассказали, как пользователи Telegram взаимодействуют с каналами
  6. Новости Одноклассников: новые функции в «Сообщениях», версия для незрячих
  7. Образовательные и культурные программы в Одноклассниках
  8. Искусственный интеллект и нейронные сети стали частью повседневной жизни
  9. Исследователи составили собирательный портрет стримера
  10. Эксперты рассказали, как меняются рекламные стратегии компаний

 

Аудитория соцсети YAPPY достигла 8 млн. человек

YAPPY — это соцсеть, где публикуются короткие вертикальные видео. Она была запущена в 2021 году в виде мобильного приложения и стала российским аналогом TikTok. В декабре 2022 года её аудитория достигла 8 млн человек и даже превысила эту отметку. Здесь опубликовано свыше 6 млн видеозаписей. Благодаря широкому набору инструментов для обработки видео публикации набирают много просмотров и лайков. В этой соцсети можно прикреплять внешние ссылки к видео. В YAPPY работают «Открытые комнаты» — общие тематические чаты, в которых пользователи могут общаться и совместно работать в течение 24 часов. Число участников таких чатов не ограничено.

 

Эксперты подсчитали активность аудитории в соцсетях по различным отраслям

Исследователи изучили активность пользователей соцсетей в аккаунтах крупных российских брендов, работающих в разных отраслях. Эксперты проанализировали свыше 4500 аккаунтов брендов в 11 социальных сетях.

Самыми популярными площадками с вовлечённой аудиторией оказались ВКонтакте и Telegram. Им не уступают Twitter, YouTube и Яндекс.Дзен. Пользователи TikTok и Одноклассников были не очень активны, кроме того, предприниматели теперь редко рассматривают эти соцсети в качестве площадки для продвижения. Значительно снизилась активность в заблокированных соцсетях. Меньше всего внимания пользователи уделяли Rutube и Viber, эти соцсети стали аутсайдерами.

Популярность брендов заметно отличается в зависимости от отрасли. Наиболее популярными стали производители хозтоваров, продуктов питания, алкоголя, автомобилей и мотоциклов, детских товаров, одежды, а также бренды, работающие в сфере электронной коммерции. Наименее вовлечённой оказалась аудитория аккаунтов авиакомпаний, а также фирм, работающих в области строительства, ремонта, электроники.

 

Пользователи соцсетей стали больше времени проводить во ВКонтакте

Эксперты провели исследование и узнали, что в соцсети ВКонтакте люди теперь проводят больше времени, а в WhatsApp и TikTok — намного меньше. Каждый третий пост, опубликованный в соцсетях, выходит именно во ВКонтакте. Пользователи ВКонтакте проводят в этой соцсети около 19,5 минут. Для сравнения, в январе этого года среднее время составляло 16,5 минут. В марте больше всего времени люди проводили в WhatsApp, а в апреле — в TikTok. Октябрь 2022 года стал самым успешным периодом для ВКонтакте: здесь было опубликовано рекордное число постов (больше 472 млн), а пользователи проводили здесь приблизительно 45,8 минуты в сутки. Около 85% всей аудитории рунета заходят во ВКонтакте хотя бы 1 раз в месяц.

 

Эксперты рассказали, как изменились инвестиции бизнеса в продвижение с помощью VK

Эксперты VK провели исследование, в котором изучили все показатели рекламных кампаний, запущенных в соцсети ВКонтакте, за прошедший год. Затем они сравнили результаты исследования с итогами 2021 года и рассказали, как изменились инвестиции в продвижение бизнеса с помощью VK. Компании, работающие в сфере недвижимости, увеличили затраты на рекламу в соцсетях на 125% — в 2,3 раза по сравнению с 2021 годом. Рекламный бюджет организаций, связанных со сферой образования и работы, вырос на 53%. Компании, производящие товары для дома, увеличили рекламные траты на 64%. Значительно увеличили свои инвестиции в диджитал-продвижение маркетплейсы, интернет-магазины, классифайды, финансовые компании, другие предприятия электронной коммерции, а также фирмы, работающие в сфере отдыха и развлечений.

Компании, работающие в сфере автомобильного бизнеса, а также производители электроники и бытовой техники существенно сократили свои затраты на продвижение в соцсетях. Сервисы для знакомств снизили рекламные траты на 42%.

 

Исследователи рассказали, как пользователи Telegram взаимодействуют с каналами

Эксперты изучили, как аудитория взаимодействует с Telegram-каналами, как выбирают каналы для подписки, как читают посты, как реагируют на контент. Результаты исследования помогут рекламодателям узнать, какие факторы играют важную роль в продвижении канала.

Telegram объединил в себе особенности соцсети и мессенджера. Все посты, опубликованные в каналах, приходят подписчикам в личные сообщения. По этой причине Telegram-публикации воспринимаются людьми иначе, чем посты в обычной соцсети. Этот фактор влияет на взаимодействие с контентом.

В Telegram нет умной ленты с рекомендациями контента, поэтому пользователям приходится искать важные и интересные публикации. Они не хотят видеть спам в личке и в каналах. Прежде чем подписываться на канал, 83% пользователей внимательно изучают его контент и оценивают его качество. Чтобы проверить качество публикаций, 46% опрошенных пользователей читают 3–5 последних записей, а 37% опрошенных изучают больше 5 постов. Только 14% пользователей ограничиваются чтение 2 последних публикаций.

Для продвижения каналов в Telegram чрезвычайно важны рекомендации. Больше 85% пользователей прислушиваются к рекомендациям каналов, полученным из проверенных источников. Рекомендации приносят авторам каналов больше всего трафика.

Самые важные источники рекомендаций:

  • 56% опрошенных пользователей следуют рекомендациям с каналов, на которые они уже были подписаны;
  • 13,5% респондентов прислушиваются к советам друзей и знакомых;
  • 13,5% опрошенных приходят из других соцсетей, где были опубликованы рекомендации;
  • 9% респондентов ищут каналы в тематических подборках;
  • 3% ищут интересные им каналы через внутренний поиск в Telegram.

Очень важно построить доверительные отношения с подписчиками, тогда канал будут чаще рекомендовать. Кроме того, спонсорские посты в таких каналах принесут успех. Важно публиковать спонсорский контент не слишком часто, достаточно 2–3 постов в месяц.

Авторам каналов надо помнить о том, что 68,5% пользователей отключают уведомления сразу же после подписки, а 28% — только когда канал им надоест. Только 3,5% оставляют уведомления включёнными.

Если люди отключают уведомления, это не означает, что они не читают публикации в канале. 40% респондентов читают посты раз в 1–2 дня, 28% — 2 раза в неделю, а 15% — несколько раз в месяц. Но 15% опрошенных могут ни разу не открыть канал после подписки. По этим причинам посты в Telegram накапливают охваты в течение нескольких дней или недель. Поэтому в Telegram не стоит публиковать срочные анонсы, а лучше отдать предпочтение контенту, который будет актуален через продолжительное время (например, через месяц, год и больше).

Важно понимать, почему пользователи отписываются от канала:

  • неактуальный или неинтересный контент (50% опрошенных);
  • посты выходят слишком часто;
  • слишком много рекламы;
  • в канале вообще нет обновлений;
  • пользователи не могут вспомнить, зачем подписались на этот канал (19% респондентов).

Не стоит привлекать подписчиков кликбейтными заголовками, это не позволит удержать подписчиков.

 

Новости Одноклассников: новые функции в «Сообщениях», версия для незрячих

В сервисе «Сообщения» в ОК появились новые функции: инструменты для форматирования текста, тёмная тема, кастомные фоны. Теперь пользователи могут отправлять реакции (эмодзи) на сообщения. Благодаря инструментам для форматирования можно красиво оформлять текст:

  • добавлять заголовок;
  • выделять важные фрагменты;
  • выбирать шрифты и стили;
  • прикреплять ссылки;
  • выделять текст цветом.

Теперь можно выбрать фон переписки для одного чата или для всех чатов вместе. Фон можно менять во всех версиях соцсети. Кроме того, в приложениях ОК для Android и iOS можно загружать свои изображения для фона. Тёмная тема ОК позволит экономить заряд батареи устройства и сделает чтение удобным.

Мобильные приложения Одноклассников для iOS и Android стали первыми в России приложениями, доступными для незрячих пользователей. Вместе с ОК первое место разделило приложение Почты Mail.ru для Android. Все три приложения прошли сертификацию от инклюзивного проекта Everland. Они получили высокую оценку: 80 баллов из 100. Среди критериев оценки были:

  • логичное и предсказуемое перемещение курсора;
  • озвучивание ввода;
  • текстовые подписи к элементам интерфейса (кнопкам, изображениям, полям ввода текста).

Эта оценка подтверждает, что незрячие пользователи могут пользоваться большинством функций ОК на русском и английском языках. Все подписи озвучиваются. Люди смогут читать и публиковать посты, ставить классы, писать комментарии. В приложении для iOS можно узнавать, что изображено на картинках.

 

Образовательные и культурные программы в Одноклассниках

ОК и Всемирный фонд дикой природы запустили новогодний флешмоб в поддержку каланов — морских выдр, находящихся под угрозой исчезновения и занесённых в Красную книгу. Флешмоб поможет пользователям многое узнать о каланах. Мероприятие прошло под хэштегом #якаланюсь. В рамках флешмоба предложены рамки на аватарку и стикеры с изображением калана.

14 декабря в официальной группе WWF в ОК состоялся прямой эфир, посвящённый каланам и проблеме их сохранения. Желающие смогли пожертвовать средства на проект, помогающий сохранить популяцию каланов. Запись эфира можно посмотреть в группе.

На интерактивную карту ОК нанесли 10 новых заповедных территорий России. Теперь на карте можно найти 20 особо охраняемых природных заповедников, заказников и парков. Также ОК создали набор стикеров с изображениями редких видов птиц: сапсана, филина, скопы, белоголового сипа, белоплечего орлана и др.

 

Искусственный интеллект и нейронные сети стали частью повседневной жизни

Специалисты в сфере разработки нейросетей и технологий машинного обучения рассказали о том, что искусственный интеллект стал неотъемлемой частью нашей реальности. Благодаря новым технологиям нейросети уже могут генерировать контент (тексты, изображения), который по качеству почти не отличается от контента, созданного людьми. Эксперты рассказали, что важнейшими вопросами стали юридическая и морально-этическая сторона вопроса применения нейросетей. Исследователи изучают проблемы нарушения авторских прав и другие негативные последствия использования искусственного интеллекта.

 

Исследователи составили собирательный портрет стримера

Эксперты изучили множество прямых трансляций, состоявшихся в 2022 году, подвели итоги и составили портреты стримера и его зрителя. Стримы (прямые трансляции) — это популярный и стремительно развивающийся вид контента. Несколько лет назад большинство стримов было посвящено компьютерным играм, но сейчас блогеры проводят прямые трансляции на разные темы. Собирательные портреты стримера и его аудитории помогут развивать дальше это направление.

Большинство стримеров — мужчины, но за последний год увеличилось число женщин, проводящих прямые трансляции. Несколько лет назад стримингом занимались люди в возрасте 25–40 лет и старше. В 2022 году количество стримеров моложе 25 лет выросло. Люди старше 40 лет реже стали проводить прямые эфиры. В Москве и Московской области проживает 19% стримеров, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 11%.

Прямые трансляции проводятся на YouTube и Twitch, а также в приложении VK Play Live. В основном, стримы посвящены играм, музыке, пению, искусству, но многие блогеры предпочитают общаться с подписчиками в прямом эфире.

Хорошо зарабатывать на стримах удаётся немногим блогерам. В среднем, стример получает донаты на сумму 6276 руб. в месяц, а средняя сумма 1 разового доната составляет 288 руб.

Обобщённый портрет зрителя стримов составить ещё сложнее. 78% зрителей — мужчины, и только 22% — женщины. В 2021 году женщины составляли всего 8% аудитории. Средняя сумма доната, который отправляет зритель ежемесячно, составляет 32 руб. Большинство зрителей живёт в столичных регионах: Москве и области (16%), а также Санкт-Петербурге и области (7%).

 

Эксперты рассказали, как меняются рекламные стратегии компаний

Исследователи рассказали об изменениях, произошедших в рекламных стратегиях и бюджетах за 2022 год. В опросе приняли участие 300 российских бизнесменов и компаний.

Предприниматели активно осваивают новые площадки для продвижения и новые каналы коммуникаций с аудиторией. Они пересматривают и меняют свои рекламные стратегии. 30% респондентов перераспределили бюджет на уже работающие рекламные инструменты. Многие были вынуждены сократить расходы на рекламу (29%) или вовсе приостановить рекламные кампании (21%). Только 9% опрошенных увеличили инвестиции в рекламу и продвижение. Значительная часть предпринимателей (16%) чаще стали создавать совместные партнёрские проекты (коллаборации).

Предприниматели выбирают различные рекламные инструменты и форматы:

  • контекстная реклама — 28%;
  • таргетированная реклама — 23%;
  • покупка рекламы у инфлюенсеров и блогеров — 13%;
  • покупка рекламы на сайтах — 12%;
  • наружная реклама — 9%;
  • посевы в Telegram — 9%;
  • рекламные статьи в интернет-изданиях — 6%.

Корпоративные блоги ведут только 37% опрошенных. Остальные либо собираются создать блог, либо вовсе не планируют над ним работать.

Предприниматели размещают рекламу в Telegram (66%) и VK (61%), а также в Яндекс.Дзене (23%), Одноклассниках (15%), TenChat и VC (по 7%), RuTube (6%), ЯRUS (5%), Yappy и Habr (по 3%), Rossgram (2%). Около 20% респондентов пользуются только двумя площадками — ВКонтакте и Telegram.

Рекламодатели по-разному оценивают эффективность рекламы:

  • количество переходов — 55%;
  • стоимость лида — 48%;
  • увеличение охватов — 33%;
  • подписка на аккаунты компании (бренда) — 24%.

С 2022 года предприниматели обязаны маркировать рекламу. 35% опрошенных маркируют свою рекламу самостоятельно, а 11% заказывают маркировку у сторонних компаний. Остальные либо не решили, как это лучше сделать, либо пока ещё не запускали новую рекламу.